Ислам в Николаеве
Мусульманская община


История Ислама

30.10.2011
 

Совет имама Абу Ханифы своему ученику Юсуфу бин Холиду Ас-Сомти Аль-Басри

Абу Ханифа дал этот совет своему ученику после того, как тот попросил разрешения вернуться в свой родной город Басру, который находится на територии современного Ирака. Имам сказал: «Я не разрешаю тебе уезжать до тех пор , пока не дам совета, в котором ты нуждаешься при общении не только с обычными, но и со знающими религию людьми.

Мой совет также будет полезен тебе при общении не только с простыми людьми, но и с высокопоставленными особами и поможет разобраться в проблемах общества. Когда обращаешься к кому-либо, то тщательно взвешивай свои действия и слова. Ты должен знать, что если будешь неправильно поступать по отношению к другим, то для тебя станут врагами даже твои близкие, а если ты будешь хорошо относиться к людям, то даже незнакомые станут для тебя родными».

И затем сказал мне: «Потерпи один день, пока не освобожусь, не соберусь с силами и не познакомлю тебя с советом, за который ты будешь вспоминать меня всю жизнь. Нет удачи, кроме как от Аллаhа. Через некоторое время Абу Ханифа сказал: «Бисмилляhир-Рахманир-Рахим, я раскрою тебе то, о чем ты думал: как будто бы ты уже вошел в Басру и начал выступать и противостоять тем, кто отличается от тебя; считал себя выше, чем они, стал по своим знаниям выше их; отошел от общения с ними, отделился от них, и они тоже отделились от тебя, ты их ругал, и они ругали тебя, считал их, что они находятся в заблуждении, и они говорили, что ты заблудился, говорил им, что они вводят новшества, и они говорили о тебе то же самое, и в результате начали распространяться разные слухи не только о тебе, но и о нас.

Ты решил бежать, но это нездоровая мысль и неразумно так поступать, потому что глуп тот, кто не старается держать себя в руках и не может терпеть тех, с которыми ему необходимо общаться, пока нет другого варианта, пока Аллаh не создаст ему выгодных моментов». Ученик сказал: «Как раз у меня были такие мысли, как и предположил учитель». Потом сказал Абу Ханифа, милость Аллаhа ему: «Если поедешь в город Басру и люди примут тебя, и посетят тебя, узнают твое место, то относись к каждому сообразно его положению в обществе. Будь щедрым и относись с уважением и почтением к людям. Придавай большое значение людям, которые имеют знания, уважай пожилых, будь мягким и милостивым к юношам, будь близким с простыми людьми общества. Что касается плохих людей, то будь с ними осторожным и внимательным.

Будь другом для хороших, благочестивых, не игнорируй тех, у кого есть власть, и не отталкивай и не унижай тех, кто обращается к тебе. Не прерывай дружеских взаимоотношений со всеми, никому не открывай своих секретов и не доверяй любому в своей дружбе, пока не испытаешь его. Не бери в услужение себе подлого человека и не используй в своей речи слова, которые люди могут не понять из-за своего невежества и будут за это критиковать тебя.

Будь бдительным по отношению к плохим людям. Не отвечай на приглашения людей и ни в коем случае не принимай от них подарков. Держи себя таким образом, чтобы всегда мог сохранить свое лицо в обществе. Терпи и сохраняй свою мораль и нравственность, будь спокойным. Обновляй свою одежду, часто употребляй духи, сделай так, чтобы место, где проводишь занятия, было доступно людям, и чтобы они знали время занятий.

Выдели личное время для того, чтобы иметь возможность исполнить нужное для дела работу, следи за мнением окружающих, спеши их исправить и воспитать, будь гибким и мягким в этом, не критикуй их часто, не принимай непосредственно на себя их воспитание, а используй для этой цели посредников, так как это сохранит твое место и достоинство, почтение и уважение среди людей. Это нужно для того, чтобы потом иметь возможность использовать свою силу.

Соблюдай намаз, будь щедрым в угощении и делись тем, что имеешь, потому что жадный человек не сможет возглавить какое-либо дело. Пусть окружающие тебя люди будут доверенными помощниками, которые ознакомят с новостями от людей. Это нужно для того, чтобы вовремя исправить какие- либо нарушения. Когда пытаешься исправить это и узнаешь, что все развивается успешно, то для большего успеха стремись закрепить этот результат. Наблюдай за тем, кто посещает и кто не посещает занятия. В случае, если не будет вреда, выражай свое одобрение, это послужит исправлению и лечению тех, которые стараются нанести тебе вред.

Держи путь благодеяния и приказывай другим делать добро. Не вмешивайся в дела, которые тебя не касаются, и делай вид, как будто бы этого нет. Оставь каждого, кто тебе вредит, и бери на себя инициативу говорить правду.

Лично посети заболевших братьев и поддерживай с ними связь через своих посланников. Осведомись о положении отсутствующих мусульман.

Не отворачивайся от тех, кто отвернулся от тебя, держи связь с теми, кто сухо относится к тебе, будь щедрым с тем, кто приходит к тебе. Прощай того, кто плохо относится к тебе, а кто плохо отзывается о тебе, то говори о нем только хорошее. Выполни то, что положено по отношению к умершим. У кого есть какое-либо радостное событие, поздравь его с этим, а у кого беда, то вырази свое сочувствие. А у кого появились трудности, то посочувствуй ему в этом, кто просит у тебя поддержки — отвечай, а кто просит помощи — помогай.

Будь вежливым и внимательным к людям и старайся полюбить их. Приветствуй словом «салям» даже тех, кто не всегда достоин этого. Если на собрании будут присутствовать другие теологи Ислама, или же ты будешь находиться с ними в одной мечети и возникнут какие- либо вопросы, и они дадут ответ, отличающийся от твоего, — не говори того, что приведет к разногласию ( это в том случае, если ответ дает правдивый теолог ).

А если тебе задают вопрос, то дай ответ, который наиболее распространен среди людей. После этого скажи, что по этому вопросу есть и другое мнение и дай доказательство этому. Если к тебе прислушаются, оценят тебя, то примут в обществе и будут знать, что ты занимаешь свое место. А если тебя спросят: «Кто дал такой ответ?» — скажи, что это мнение некоторых теологов. Если они поддержат тебя, будут согласны с твоим мнением, привыкнут к тебе, узнают твои достоинства, то после этого дай каждому из тех, кто приходит к тебе, по разделу знаний, чтобы они изучали это по своим способностям.

До того как начнешь говорить о тонкостях в вопросах по религии, передай общеобразовательные знания. Дружи с ними, не переходя границ. Иногда в меру шути со своими учениками. Веди с ними диалог, потому что это развивает взаимную любовь и желание получать знания. Иногда угощай их, решай с ними вопросы и узнай об их достоинствах. Иногда не замечай их ошибок и прощай, никому из них не показывай своего нетерпения и возмущения — будь одним из них. Поступай с ними так же, как ты желаешь, чтобы они поступали с тобой, т.е. что желаешь себе, пожелай и другим и относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

Усовершенствуй себя, т.е. контролируй себя, пытайся улучшить поведение и повысить уровень знаний. Не возмущайся теми, кто тебя терпит и не возмущается твоим поведением.

Оставь пустые разговоры, не возмущайся и слушай тех, кто к тебе прислушивается, и не требуй от людей того, чего они не требуют от тебя. Будь доволен тем, чем сами они довольны. Опережай других в совершении добрых деяний. Будь правдивым. Отбрось в сторону высокомерие и не будь предателем, даже если предают тебя. Оправдывай доверие, возложенное на тебя, если даже тебя предают. Будь искренним, выполняя обещания, и сохраняй свою богобоязненность. Общайся с представителями других конфессий в рамках Шари’ата и в зависимости от того, как они общаются с тобой.

Воистину, если ты будешь следовать моему совету, то я надеюсь, что ты, если Аллаh даст, будешь здоровым и в сохранности.

Но все-таки мне грустно расставаться с тобой. Знай, что я всегда буду переписываться с тобой, дай мне знать о своих нуждах, будь для меня сыном, а я буду для тебя отцом».

Юсуф бин Холид Ас-Сомти сказал: «Учитель достал динары, дал одежду и еду, отдал это одному из своих помощников, вышел вместе со мной и собрал всех друзей, чтобы проводить меня. Они сопровождали меня до реки Аль-Фурот и попрощались со мной. Совет, который я получил от Абу Ханифы, да будет ему милость Аллаhа, — одно из самых великих благ, которое он предоставил мне».

Я приехал в Басру и стал следовать совету моего учителя. Не прошло и нескольких дней, как все стали моими друзьями. В Басре и в местности Аль-Куфа распространился мазhаб Абу Ханифы, и исчезли мазhабы Аль- Хасана и ибн Сирина, да будет доволен ими Аллаh. После этого регулярно, до самой смерти имама, я получал книги Абу Ханифы. Я рад, что у меня был такой благочестивый воспитатель и учитель, и не знаю, у кого из людей есть подобный».





Родовое дерево пророков
ДУМУ