Ислам в Николаеве
Мусульманская община


Ислам

18.09.2011
 

Вера в мучения и благоденствия в могиле

Сказано в Суре 59 «Аль-Хашр», Аят 7 (значение): «Принимайте и соблюдайте все то, о чем возвестил Пророк Мухаммад. И избегайте всего того, что Он запретил»

Необходимо верить в то, что Пророк Мухаммад, мир Ему, был правдив во всем, что передал от Аллаhа Всевышнего. Он передал нам от Аллаhа истории о древних народах и Пророках, мир Им, а также о начале создания бытия; о том, что произойдет в будущем, указав малые и большие признаки Конца Света. Он рассказал нам о жизни следующей, а также о том, что запрещено и разрешено рабам Божьим в словах и поступках. Сказал Аллаh в Суре 53 «Ан-Наджм», Аяты 3-4 (значение): «Воистину, все, что сообщил Пророк Мухаммад, мир Ему, — передано от Аллаhа».

Рассказывал великий Пророк, мир Ему и о том, что существуют мучения и благоденствия в могиле, а также допрос ангелов. Каждый мусульманин обязан верить в то, что в могиле есть мучения (для неверующих и некоторых мусульман-грешников). Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане о мучениях в могиле (Сура «Гафир», Аят 46):

النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوًّا وَعَشِيَّا وَيَوْمَ تَقُومُ السَّاعَةُ

أَدْخِلُوا ءَالَ فِرْعَوْنَ أَشَدَّ العَذَابِ

«Ад будет показан им (неверующим) утром и вечером, а в день, когда наступит Час (Судный День), введут последователей фараона в сильные мучения».

Указанный Аят теологами Ислама признан доказательством того, что существуют мучения в могиле. В этом Аяте слова «сильные мучения» означают сильней, чем мучения в могиле. Также о мучениях в могиле сказано в Суре «Тоhа», Аят 124:

وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكَا

«Кто отказывается от Веры, — тот будет мучиться в могиле»

В этих двух Аятах сказано о мучениях неверующих в могиле. Мусульмане-грешники, которые совершили большие грехи и умерли, не сделав покаяния, делятся на два вида:

— те мусульмане, которых Аллаh избавит от мучений в могиле;

— те мусульмане, которых Аллаh подвергнет мучениям в могиле, а затем прекратит их. Некоторые получат остальные мучения на Том Свете.

О мучениях в могиле говорил и Пророк, мир Ему. Так, имам Аль-Бухарий передал хадис, в котором сказано Пророком, мир Ему:

اسْتَعِيذُوا بِاللهِ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ

«Просите у Аллаhа защиты от мучений в могиле»

Передали имамы Аль-Бухарий, Муслим, Ат-Тирмизий, Абу Дауд, Ан-Наса`ий от Ибн ‘Аббаса: «Однажды Пророк, мир Ему, проходя между двумя могилами, сказал, что находящиеся в них люди мучаются из-за больших грехов. Один из них сплетничал (разжигал вражду между мусульманами), а другой не очищался от мочи. Затем Пророк, мир Ему, попросил свежую ветвь пальмы и, разделив ее на две части, воткнул их на могилу каждого. А затем сказал (значение): «Может быть, это поможет им и облегчит их мучения (передается, что даже зеленая трава совершает восхваление Аллаhу, поэтому ветка пальмы может быть полезной)».

Передано в правдивых хадисах о том, что в могиле душа возвращается в тело. Например, это передал Аль-Бара` Ибн ‘Азиб от Аль-Хакима Аль-Байhакый и Абу ‘Увана, которые подтвердили истинность возвращения души в тело. А также сказано в хадисе Ибн ‘Аббаса (передал Ибн ‘Абд Аль-Барр):

ما من أحَدٍ يَمُرُّ بِقَبرِ أخِيهِ الْمُؤْمِنِ كَانَ يَعرِفُهُ في الدُّنْيَا

فيُسَلِّمُ عَلَيْهِ إِلاّ عَرَفَهُ وَرَدَّ عَلَيْهِ السَّلامَ

«Если мусульманин, проходящий мимо могилы своего брата (мусульманина), которого знал при жизни, передает ему салям, то умерший узнает его и отвечает на приветствие». Это изречение является доказательством возвращения души ко всему телу или к его частям. Более сильные подтверждения о возвращении жизни в тела Пророков находим в хадисе, переданном Анасом от Пророка, мир Ему, (подтвердил истинность этого хадиса Аль-Байhакый):

الأَنْبِيَاءُ أَحْيَاءٌ في قُبُورِهِم يُصَلُّونَ

«Пророки живы в своих могилах и совершают там молитвы»

Передали Аль-Бухарий и Муслим от Анаса, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

إِنَّ العَبْدَ إِذَا وُضِعَ في قَبْرِهِ وَتَوَلَّى عَنْهُ أَصْحَابُهُ إِنَّهُ لَيَسْمَعُ قَرْعَ نِعَالِهِم إِِذَا انْصَرَفُوا أَتَاهُ مَلَكَانِ فَيُقْعِدَانِهِ فَيَقُولانِ: مَا كُنْتَ تَقُولُ فِي هذَا الرَّجُلِ مُحَمَّد؟ فَأمَّا المُؤْمِنُ فَيَقُولُ: أَشْهَدُ أَنَّهُ عَبْدُ اللهِ وَرَسُولُهُ، فََيُقَالُ لَهُ: انْظُرْ إِلى مَقْعَدِكَ مِنَ النَّارِ أَبْدَلَكَ اللهُ بِهِ مَقْعَداً مِنَ الجَنَّةِ، فَيَرَاهُمَا جَمِيعاً، وَأمَّا الكَافِرُ أَوِ المُنَافِقُ فَيَقُولُ: لا أَدْرِى كُنْتُ أَقُولُ مَا يَقُولُ النَّاسُ فِيهِ، فَيُقَالُ: لا دَرَيْتَ وَلا تَلَيْتَ، ثُمَّ يُضْرَبُ بِمِطْرَقَةٍ مِنْ حَدِيدٍ بَيْنَ أُذُنَيْهِ فَيَصِيحُ صَيْحَةً يَسْمَعُهَا مَنْ يَلِيهِ إِلاَّ الثَّقَلَيْنِ

«После того, как раба похоронят в могиле и оставят его друзья, то, воистину, он услышит звук их удаляющихся шагов. Подойдут к нему два Ангела, посадят и спросят: «Что ты говорил о Мухаммаде»? Если умерший был верующим, то ответит: «Я свидетельствую, что Он раб и Посланник Аллаhа». Ангелы же говорят ему: «Посмотри на место в Аду – Аллаh заменил тебе его местом в Раю», и он увидит эти два места. Что касается неверующего или мунафика[1], то они отвечают: «Не знаю. Я говорил то, что говорили о Нем люди». Ангелы ему говорят: «Не знал и не ответил». Затем бьют его железным молотом между ушей. И он кричит так, что его слышат все окружающие, кроме людей и джиннов».

Передано от ‘Абдуллаha Ибн ‘Амра от Пророка Мухаммада, мир Ему, что однажды Посланник Аллаhа, мир Ему, рассказывал об Ангелах в могиле. И спросил ‘Умар Ибн Аль Хаттаб, да благословит его Аллаh: «Будет ли возвращен нам разум, о, Посланник Аллаhа?» Пророк, мир Ему, ответил: «Да! Таким же, как и сейчас».

Передано от Абу-hурейры, да благословит его Аллаh,что Пророк, мир Ему, сказал:

إذا قُبِرَ الميِّتُ أَوِ الإِنْسَانُ أَتَاهُ مَلَكانِ أَسْوَدَانِ أَزْرَقَانِ يُقَالُ لأَحَدِهِمَا: مُنْكَرٌ وَلِلآخَرِ: نَكِيرٌ، فَيَقُولانِ لَهُ: مَا كُنْتَ تَقُولُ فِي هذَا الرَجُلِ مُحَمَّد، فَهُوَ قَائِلٌ مَا كَانَ يَقُولُ، فَإِنْ كَانَ مُؤْمِناً قَالَ: هُوَ عَبْدُ اللهِ وَرَسُولُهُ أَشْهَدُ أَنْ لا إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، فَيَقُولانِ لَهُ إِنْ كُنَّا لَنَعْلَمُ أَنَّكَ لَتَقُولُ ذلِكَ، ثُمَّ يُفْسَحُ لَهُ فِي قَبْرِهِ سَبْعُونَ ذِرَاعاً فِي سَبْعِينَ ذِرَاعاً، وَيُنَوَّرُ لَهُ فِيهِ، فَيُقَالُ لَهُ: نَمْ فَيَنَامُ كَنَوْمِ العَرُوسِ الَّذِى لا يُوقِظُهُ إِلاَّ أَحَبُّ أهْلِهِ، حَتَّى يَبْعَثَهُ اللهُ مِنْ مَضْجَعِهِ ذلِكَ

«Когда похоронят умершего, то к нему подходят два Ангела черно-синего цвета. Одного зовут Мункар, а второго – Накир. Ангелы спрашивают умершего: «Что ты говорил о Мухаммаде?» Умерший скажет, что говорил о Нем на Этом Свете. Если был верующим, то скажет: «Он – раб Аллаhа и Его Посланник. Я знаю, верю сердцем и говорю языком, что нет Божества кроме Аллаhа и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник». Ангелы скажут ему: «Мы знали, что ты так ответишь». Затем его могила расширится семьдесят на семьдесят локтей и станет светлой. Они скажут ему: «Спи». И он спит, как молодожен, которого никто не разбудит, кроме самого любимого из его семьи. Спит, пока Аллаh не воскресит его с ложа. Если же он был мунафиком, то скажет: «Не знаю». Я говорил о Нем то же, что и другие люди. После этого земля сожмет его так, что его ребра зайдут друг за друга и он пребудет в мучениях до воскресения». А потом будут другие мучения

Эти два Хадиса передал Ибн Хиббан. В первом Хадисе подтверждается то, что душа и чувства возвращаются в тело, а во втором дается доказательство того, что есть сон в могиле, пока не разложилось тело (у того у кого оно разлагается). Это наслаждение для крепко верующего, выполнявшего фард и избегавшего грехов.

Примечание. Не допрашиваются в могиле Пророки, Шаhиды и дети. Когда разложится все тело, кроме копчика, душа Богобоязненного верующего будет в Раю. А души мусульман-грешников, совершавших большие грехи и умерших без покаяния, будут между небом и землей, а некоторые будут на первом небе. Души неверующих будут в сидджине, под седьмой землей. Души Шаhидов сразу поднимаются в Рай, и их тела не разлагаются.

ПОЛОЖЕНИЕ ТОГО, КТО ОТРИЦАЕТ МУЧЕНИЯ В МОГИЛЕ

Отступает от веры тот, кто отрицает мучения в могиле, поскольку в этом есть отрицание Аятов Кур`ана, хадисов Пророка, мир Ему, а также единого мнения всех теологов Ислама (‘иджма`), переданное Имамом Ас-Субкий. Тот, кто следует пути праведных предков, достаточным доказательством будет упомянутые Аяты и хадисы, а также следующее высказывание великого теолога прошлого Имама Абу Ханифа, который написал в прекрасной книге «Аль-Фикh аль-Акбар» следующее (значение): «Допрашивание умершего в могиле ангелами Мункаром и Накиром – истина. Является также истиной и возвращение души раба Аллаhа в тело, когда он в могиле. Является истиной сжимание в могиле тел неверующих и некоторых мусульман, совершивших при жизни большие грехи и не покаявшихся до смерти. Мучение в могиле всех неверующих и некоторых мусульман, совершивших большие грехи, – истина».

Завещание великого имама Абу Ханифы (Аль-Уасыйя)

Когда имама мусульман Абу Ханифу постигла тяжелая болезнь, у Его постели собрались ученики и попросили о завещании, которое помогло бы им придерживаться истинного пути. Имам велел слуге, чтобы тот помог ему подняться с ложа. Он посадил имама так, чтобы он сумел облокотиться о его спину. После этого Имам, да смилуется над ним Аллаh, сказал (значение): «Знайте, о, мои сподвижники и братья! Путь Аhлю-с-Суннат уаль-Джама‘ат[1] содержит двенадцать принципов. Кто будет придерживаться их, тот будет в числе тех, кто получит Заступничество (Шафа‘ат) Пророка Мухаммада, мир Ему, в День Воскрешения». Далее великий теолог изложил все двенадцать принципов, одним из которых был следующий: «…Подтверждаем, что мучение в могиле несомненно будет[2]. Допрос умерших в могилах Ангелами Мункаром и Накиром, – истина, ибо это подтверждено хадисом…»

Появились невежды, которые смеют не верить в истину, переданную в Кур`ане и подтвержденную такими великими теологами, как имам Абу Ханифа. Если это подтвердил такой великий человек, есть ли смысл слушать рассказы этих невежд? Ответ очевиден. Напомним слова имама Аш-Шафи‘ий об Имаме Абу Ханифе:

النَّاسُ فِي الْفِقْهِ عِيَالٌ عَلَى أَبِي حَنِيفَةَ

«Имам Абу Ханифа – величайший теолог своего времени. Те, кто желал получить знания, — обращались за этим к нему»

Учеными Ислама хадисы про мучения в могиле отнесены к хадисам-мутауатир (достоверные хадисы, переданные по многим цепочкам передач от многих сподвижников Пророка, мир Ему). Напоминаем тем, которые из-за невежества в религии отрицают мучения в могиле слова имама Ас-Суютый (значение):

«Тот, кто отрицает мучения в могиле – будет наказан мучением могилы»

Хвала Аллаhу, который ведет нас путем истины


[1] Путь Ислама.

[2] Могильные мучения ожидают неверующих и часть из мусульман, совершивших большие грехи.





Родовое дерево пророков
ДУМУ