Ислам в Николаеве
Мусульманская община


Ислам

16.12.2014
 

Время, его ценность и значение в Исламе

Хвала Аллаhу, Которого мы восхваляем и Которого молим о помощи и прощении, у Которого мы ищем защиты от зла наших скверных деяний. Кого Аллаh наставляет на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кому Аллаh не дал истинного пути, того уже никто не выведет из заблуждения и не сможет повести верным путем. Просим у Аллаhа  даровать ещё больше величия Пророку Мухаммаду ﷺ, а также всем Пророкам и Посланникам.

Я свидетельствую, что нет божества кроме Одного – Единственного Аллаhа, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад – Его раб и Посланник.

Рабы Аллаhа! Призываю каждого из вас к богобоязненности, обращаюсь к себе и к вам с этим великим призывом – выполняйте Повеления Творца и не нарушайте Шари‘ат!

Аллаh Всемогущий сказал в Кур’ане (Сура «Аль-Хашр», Аят 18):

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ﴾

Это означает, что мусульмане должны быть богобоязненными, и пусть каждый из нас обратит свое внимание на то, что он приготовил для себя из добра к Концу Света. Воистину, Аллаh Всевышний знает обо всем, что мы делаем!

Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

«نِعْمَتَانِ مِنْ نِعَمِ اللهِ مَغْبُونٌ فِيهِمَا كَثِيرٌ مِنَ النَّاسِ: الصِّحَّةُ وَالْفَرَاغُ»

Это означает: «Из даров Аллаhа Всемогущего есть две вещи, которые многие люди не ценят и не обращают должного внимания – это здоровье и свободное время».

А также Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что в Конце Света человек будет отвечать за четыре вещи: как он провел свою жизнь, как он использовал свое тело, о его знаниях – набрал ли он необходимые религиозные знания и поступал ли он в соответствии с этими знаниями, а также об имуществе – как он приобрел его и куда расходовал.

Пророк Мухаммад ﷺ призывает нас ценить время и дорожить своим временем, так как это защита для человека.

Ислам учит нас тому, что в Судный День человек будет отвечать за то, как он провел свою жизнь.

Ведь использование своего тела, получение религиозных знаний, накопление имущества и его расходование связано со временем, а также связана со временем вся жизнь человека.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что из даров Аллаhа Всемогущего есть две вещи, которые многие люди не ценят и не оказывают должного внимания – это здоровье и свободное время.

Поэтому в Исламе уделяется особое внимание молодости, так как это тот возраст, в котором формируется и закладывается основа, и в это время у большинства есть много энергии, и если человек богобоязненный, то накапливает хороший опыт и полезные знания, пусть Аллаh дарует нам быть такими и убережет от пустой траты времени и сил, а также от неверия и совершения грехов.

Молодость является переходным этапом в жизни человека, от детства к зрелости, до наступления старости и слабости. Об этом сказано в Священном Кур’ане (Сура «Ар-Рум», Аят 54):

﴿اللهُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّنْ ضَعْفٍ ثُمَّ جَعَلَ مِنْ بَعْدِ ضَعْفٍ قُوَّةً ثُمَّ جَعَلَ مِنْ بَعْدِ قُوَّةٍ ضَعْفًا وَشَيْبَةً يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ وَهُوَ الْعَلِيمُ الْقَدِيرُ

Это означает, что Аллаh Всевышний создает вас слабыми. После слабости Он одаряет вас силой, а потом заменяет силу на слабость и седину. Он создает все, что хочет, воистину Он Всезнающий и Всемогущий.

Это подтверждено в Хадисе Пророка Мухаммада ﷺ:

«إِغْتَنِمْ خَمْساً قَبْلَ خَمْسٍ: شَبَابَكَ قَبْلَ هَرَمِكَ وَصِحَّتَكَ قَبْلَ سَقَمِكَ وفَرَاغَكَ قَبْلَ شُغْلِكَ 

وَحَيَاتَكَ قَبْلَ مَوْتِكَ وَغِنَاكَ قَبْلَ فَقْرِكَ«

Это означает: «Воспользуйся пятью возможностями до того как они исчезнут и наступят пять других обстоятельств: используй твою молодость до наступления старости, твое здоровье до того, как наступит болезнь, свободное время до того, как наступит занятость, твою жизнь до того, как наступит смерть, богатство до того, как наступит бедность». Передал имам Ахмад.

• Молодость – это как облако в весеннем небе жизни, но это время проходит незаметно для большинства людей, проходит настолько быстро, что мало кто успевает оценить и использовать его как положено. И если твоё облако молодости пролилось благодатным дождем – это даст хорошие всходы и будет обильный и добрый урожай. Иначе – твое облако окажется перистым облачком лета, не приносящим живительной влаги.

• Свободное время таит смертельную опасность: если его не заполнить благими деяниями, оно займет тебя злом.

• А здоровье – это такое незаметное благо, которое замечают и ценят только тогда, когда его теряют.

• Болезнь сковывает человека, делая недоступными для него стремления и желания.

Здоровье и свободное время нужно ценить, так как сказано в Хадисе Пророка Мухаммада ﷺ, что из даров Аллаhа Всемогущего есть две вещи, которые многие люди не ценят и не оказывают должного внимания – это здоровье и свободное время.

Каждого из нас восхищает то, какое огромное значение придавали использованию времени праведные саляфиты – мусульмане, жившие в первые три столетия со времени Пророка Мухаммада ﷺ. Так Аль-Хасан Аль-Бисрий говорил:

«أَدْرَكْتُ أَقْوَاماً كَانُواْ عَلَى أَوْقَاتِهِمْ أَشَدَّ مِنْكُمْ حِرْصاً عَلَى دَرَاهِمِكُمْ وَدَنَانِيرِكُمْ»

Это означает: «Я застал такие народы, которые относились к своему времени еще более щепетильно и ответственно, чем вы цените свои динары и дирhамы».

‘Абдуллаh ибн Мас‘уд, да благословит его Аллаh, сказал:

«مَا نَدِمْتُ عَلَى شَىْءٍ، نَدَمِي عَلَى يَوْمٍ غَرُبَتْ شَمْسُهُ نَقَصَ فِيهِ أَجَلِي وَلَمْ يَزْدَدْ فِيهِ عَمَلِي»

Это означает: «Я не сожалел бы так сильно ни о чем другом, как о том дне, солнце которого зашло и, тем самым, уменьшилось выделенное для меня время, а за этот день не увеличились мои благие деяния».

Справедливый правитель ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз говорил:

«إِنَّ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ يَعْمَلاَنِ فِيكَ فَاعْمَلْ فِيهِمَا»

Это означает: «Воистину, тебе дарованы ночь и день, поэтому действуй, правильно используя их время».

Пророк Мухаммад ﷺ говорил:

«عِشْ مَا شِئْتَ فَإِنَّكَ مَيِّتٌ وَاحْبِبْ مَنْ شِئْتَ فَإِنَّكَ مُفَارِقُهُ وَاعْمَلْ مَا شِئْتَ فَإِنَّكَ مُلاَقِيهِ«

Это означает: «Сколько бы ты не жил, все равно умрешь. Кого бы ты ни любил, все равно настанет тот день, и ты его покинешь, вы расстанетесь. И что бы ты ни делал, будешь отвечать за это».

Говоря эти слова, я прошу у Аллаhа милости и прощения для себя и для вас. Ислам учит нас понимать значимость и цену времени. Ислам предупреждает нас, чтобы мы не теряли времени даром и тем более, чтобы не проводили время, совершая грехи. И одним из признаков верующего человека является признание им этой истины. Об этом сказано в Священном Кур’ане (Сура «Юнус», Аят 6):

﴿إِنَّ في اخْتِلاَفِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَمَا خَلَقَ اللهُ في السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ لآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَّقُونَ

Это означает: «Воистину, в смене ночи и дня, а также в том, что Аллаh сотворил на небесах и на земле, заключены знамения для людей богобоязненных».

Пять обязательных Намазов распределены в течение дня с самого рассвета, когда мусульманин призывает к Утреннему Намазу словами, которые означают: «Намаз лучше сна!», поэтому человеку нужно спешить использовать время начавшегося дня с раннего утра. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

«بُورِكَ ِلأُمَّتِي في بُكُورِهَا«

Это означает: «Баракят (благословение) для общины Пророка Мухаммада есть в бодрствовании с раннего утра». Таким же образом и другие Намазы, о которых сказано, что лучшее дело после веры – это Намаз, выполненный вовремя!

И самый лучший Намаз после обязательного-фард – это дополнительный ночной Намаз – «Кыямуль-ляйль». А также Намазы Хусуф и Кусуф – во время лунного и солнечного затмения и остальные виды поклонения, к выполнению которых призывает Шари‘ат Пророка Мухаммада ﷺ.

Аллаh Всемогущий сотворил джиннов и людей для того, чтобы повелеть им поклоняться Ему. Аллаh не просит у них никакого пропитания, имущества или удела. Воистину, Аллаh Всемогущий – дарующий пропитание и средства к существованию.

Если спросят тебя: «Для чего Бог создал людей?» Пусть твой ответ будет в соответствии с Аятом из Священного Кур’ана (Сура «АзЗарият», Аяты 56-58):

﴿وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالإِنسَ إِلاَّ لِيَعْبُدُونِ﴾

Это означает: «Аллаh создал нас для того, чтобы повелеть нам быть покорными Ему и поклоняться Ему Одному».

Мы отвечаем за свои действия и обязаны быть верующими, соблюдающими Закон Божий и не грешить, то есть поступать в рамках Шари‘ата.

Дорогие мусульмане! Время не компенсируется ничем другим и не имеет заменителя, и час, который прошел, уже не вернуть обратно.

Ибн ‘Ато сказал:

«حُقُوقٌ في الأَوْقَاتِ يُمْكِنُ قَضَاؤُهَا وَحُقُوقُ الأَوْقَاتِ لاَ يُمْكِنُ قَضَاؤُهَا»

Это означает, что дела, не выполненные вовремя, выполните позже, но само время уже не вернуть.

Передано о том, что Пророк Нух, мир Ему, прожил долгую жизнь – 1780 лет, а проповедовал он 950 лет, и когда к нему явился Ангел смерти ‘Азраиль, он спросил его: «О, Пророк Бога! Как ты ощутил свою жизнь на этом свете?», на что Пророк Нух, мир Ему, ответил:

«كَدَارٍ لَهَا بَابَانِ، دَخَلْتُ مِنْ أَحَدِهِما وَخَرَجْتُ مِنَ الآخَرِ»

Это означает: «Эта жизнь как дом, у которого две двери: вошел в одну и вышел в другую».

Аллаh Всевышний сказал (Сура «Юнус», Аят 45):

﴿وَيَوْمَ يَحْشُرُهُمْ كَأَن لَّمْ يَلْبَثُواْ إِلاَّ سَاعَةً مّنَ النَّهَارِ يَتَعَارَفُونَ بَيْنَهُمْ﴾ الآية

Это означает, что в Судный День Аллаh воскресит и соберет людей, а они словно пробыли на земле всего лишь один дневной час, только для того, чтобы познакомиться друг с другом.

И завершаю эту хутбу рассказом для размышления. Однажды Аль-Хасан Аль-Бисрий взял свою бороду руками и ходил в мечети говоря:

«يَا ابْنَ ءَادَمِ، لَمْ تَكُنْ فَكُوِّنْتَ، وَسَأَلْتَ فَأُعْطِيتَ، وَسُئِلْتَ فَمُنِعْتَ، فَبِئْسَ مَا صَنَعْتَ»

Это означает: «О, сын человеческий! Тебя не было и Аллаh тебя создал! Ты просил, и тебе было дано! Тебя просили, а ты отказал. То, что ты сделал – очень плохо!»

И в таком состоянии он пребывал очень долго. Слезы его лились и стекали по бороде.

Поэтому пусть каждый из нас будет благоразумным. Дорогие мусульмане! Ни в коем случае не откладывайте дела на потом! Следуйте совету имама Аль-Газалий:

«عَلَيْكَ بِالتَّنْظِيمِ، وَإِيَّاكَ أَنْ تَعْمَلَ بِمَا اتَّفَقَ كَيْفَمَا اتَّفَقَ بَلْ عَلَيْكَ بِالتَّنْظِيمِ، فَبِالتَّنْظِيمِ تَظْهَرُ بَرَكَةُ الْوَقْتِ»

Это означает: «Тебе нужно сделать порядок и действовать по системе. И ни в коем случае не поступай так, как получается, не плыви «по течению», а тебе надо действовать по системе, поступая последовательно, именно в порядке проявляется баракят – благословение от времени».





Родовое дерево пророков
ДУМУ